Собиралась прочитать эту книгу уже года полтора как. Но, скорее всего, собиралась бы ещё столько же если бы не начала смотреть сериал "Тюдоры". А так - пошла дополнением к сериалу.
Чтение оказалось весьма и весьма любопытным. Понятно, что книга написана практически 500 лет назад, но всё равно представления об идеальном государственном устройстве довольно забавные. Государство - большая семья, выборность органов управления. Поддержание численности населения на постоянном уровне, продолжительность рабочего дня 6 часов, но трудятся практически все, все попеременно по два года живут в деревнях и занимаются сельским хозяйством.
Но самым забавным оказалось авторское видение полного отсутствия частной собственности. Отсутствие денег и представления о ценности золота, серебра и драгоценных камней. Бесплатные общедоступные больницы. Всё это при наличии рабства. Ах да, очаровательная деталь - убоем и разделкой животных занимаются только рабы потому что, по мнению Мора, это занятие провоцирует агресивность и кровожадность людей. И естественно, чтоб граждане оставались добродетельными и миролюбивыми в случае необходимости вступить в войну набирают иностранных наёмников. Уравниловка в самом примитивном смысле этого слова. У каждого только два комплекта одежды (лёгкий и более тёплый) одинакового покроя. Обедают и ужинают все сообща (группой семей). Описание этого процесса меня так восхитило (особенно в плане отношения к детям), что не могу удержаться от пространной цитаты.
читать дальшеВ эти дворцы в установленные часы для обеда и ужина собирается вся
сифогрантия, созываемая звуками медной трубы. Исключение составляют только
больные, лежащие в госпиталях или дома. Правда, никому не запрещается по
удовлетворении дворцов просить с рынка пищу на дом. Утопийцы знают, что
никто не сделает этого зря. Действительно, хотя никому не запрещено обедать
дома, но никто не делает этого охотно, потому что считается непристойным и
глупым тратить труд на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем
так близко, готова роскошная и обильная. В этом дворце все работы, требующие
несколько большей грязи и труда, исполняются рабами. Но обязанность варки и
приготовления пищи и всего вообще оборудования обеда лежит на одних только
женщинах, именно - из каждого семейства поочередно. За обедом садятся за
тремя или за большим количеством столов, сообразно числу кушающих; мужчины
помещаются с внутренней стороны стола, у стены, а женщины напротив, чтобы,
если с ними случится какая-либо неожиданная беда (а это бывает иногда с
беременными), они могли встать, не нарушая рядов, и уйти оттуда к
кормилицам.
Эти последние сидят отдельно с грудными детьми в особой назначенной для
того столовой, где всегда имеются огонь и чистая вода, а иногда и люльки,
чтобы можно было и положить туда младенцев, и, в случае их желания, при огне
освободить их от пеленок и дать им отдохнуть на свободе и среди игр. Каждая
мать сама кормит ребенка, если не помешает смерть или болезнь. Когда это
случается, то жены сифогрантов разыскивают кормилицу, да это и не трудно:
женщины, могущие исполнить эту обязанность, берутся за нее охотнее, чем за
всякую другую, потому что все хвалят такую особу за ее сострадание, и
питомец признает кормилицу матерью. В убежище кормилиц сидят все дети,
которым не исполнилось еще пяти лет. Что касается прочих несовершеннолетних,
в числе которых считают всех лиц того или другого пола, не достигших еще
брачного возраста, то они или прислуживают сидящим, или, если не могут этого
по своим летам, все же стоят тут, и притом в глубоком молчании. И те и
другие питаются тем, что им дадут сидящие, и не имеют иного отдельного
времени для еды. Место в середине первого стола считается наивысшим, и с
него, так как этот стол поставлен поперек в крайней части столовой, видно
все собрание. Здесь сидят сифогрант и его жена. С ними помещаются двое
старейших, так как за всеми столами сидят по четверо. А если в этой
сифогрантии есть храм, то священник и его жена садятся с сифогрантом, так
что являются председательствующими. С той и другой стороны размещается
молодежь; затем опять старики; и, значит, таким образом во всем доме
ровесники соединены друг с другом и вместе с тем слиты с людьми
противоположного возраста. Причина этого обычая, говорят, следующая: так как
за столом нельзя ни сделать, ни сказать ничего такого, что ускользало бы от
повсеместного внимания старцев, то, в силу своей серьезности и внушаемого
ими уважения, они могут удержать младших от непристойной резкости в словах
или движениях. Блюда с едой подаются не подряд, начиная с первого места, а
каждым лучшим кушаньем обносят прежде всего всех старейших, места которых
особо отмечены, а потом этим блюдом в равных долях обслуживают остальных. А
старцы раздают по своему усмотрению сидящим вокруг свои лакомства, если
запас их не так велик, чтобы их можно было распределить вдоволь по всему
дому. Таким образом, и за пожилыми сохраняется принадлежащий им почет, и тем
не менее их преимущества постольку же доступны всем. Читать ещё не закончила. Думаю. меня ещё ждут удивительные открытия.
_______________________________________________________________________________________________________________
Дочитала но не было времени чтоб написать. Ещё один очень неожиданный и заинтересовавший момент - эвтаназия. Цитирую.
читать дальше
Как я сказал, утопийцы ухаживают за больными с большим усердием и
прилагают решительно все меры, чтобы вернуть им здоровье путем дли
тщательного лечения, или питания. Даже страдающих неизлечимыми болезнями они
утешают постоянным пребыванием около них, разговорами, наконец, оказанием
какой только возможно помощи. Но если болезнь не только не поддается
врачеванию, но доставляет постоянные мучения и терзания, то священники и
власти обращаются к страдальцу с такими уговорами: он не может справиться ни
с какими заданиями жизни, неприятен для других, в тягость себе самому и, так
сказать, переживает уже свою смерть; поэтому ему надо решиться не затягивать
долее своей пагубы и бедствия, а со1ласиться умереть, если жизнь для него
является мукой; далее, в доброй надежде на освобождение от этой горькой
жизни, как от тюрьмы и пытки, он должен сам себя изъять из нее или дать с
своего согласия исторгнуть себя другим. Поступок его будет благоразумным,
так как он собирается прервать смертью не житейские блага, а мучения, а раз
он хочет послушаться в этом деле советов священников, то есть толкователей
воли божией, то поступок его будет благочестивым и святым. Те, кто даст себя
убедить в этом, кончают жизнь добровольно или голодовкой, или, усыпленные,
отходят, не ощущая смерти. Но утопийцы не губят никого помимо его желания и
нисколько не уменьшают своих услуг по отношению к нему. Умереть в силу
подобного рода убеждения считается почетным, а если кто причинит себе
смерть, не доказав причины ее священникам и сенату, то его не удостаивают ни
земли, ни огня, но без погребения позорно бросают в какое-нибудь болото.
Вот не ожидала, что уже в те времена кто-то задумывался о добровольном уходе из жизни в случае неизлечимой и мучительной болезни. Всё-таки как бы не очень сочетается с христианством.
В итоге книга мне понравилась, читалась легко и с удовольствием. Весьма познавательно о том, как средневековый европеец представлял себе идеальное устройство мира и соответственно об этом самом европейце.